У Путина «поехала крыша»?
"Интервенция вовсе не исчерпывается вводом войск, и ввод войск вовсе не составляет основной особенности интервенции. При современных условиях, когда прямой ввод чужеземных войск может вызвать ряд протестов и конфликтов, интервенция имеет более гибкий характер и более замаскированную форму.
При современных условиях империализм предпочитает интервенировать путем организации гражданской войны внутри зависимой страны, путем финансирования контрреволюционных сил против революции, путем моральной и финансовой поддержки своих агентов против революции" (И.В. Сталин).
Продолжатели дела Сталина
Сталин знал, что говорит, поскольку на практике многократно апробировал как осуществлять в рекомендуемой им «замаскированной форме» военную интервенцию в сопредельных странах (Прибалтика, Финляндия и т.д.). В развитии теории и практики интервенции он, конечно же, опирался на богатый многовековой опыт российского империализма. Его последователи у штурвала власти советской империи (Хрущев, Брежнев, Горбачев и пр.) также не раз использовали наработанный Кремлём опыт «замаскированной интервенции»: в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане, в 1980 году в Польше, в 1990 году в Азербайджане и т.д. И везде использовался сталинский сценарий предельного разогрева внутренней ситуации и ввода войск якобы по просьбе определенной части населения для обеспечения мира и защиты русскоязычных или иных граждан.
Царская и советская империя уже давно рухнули, а Россия конституционно прописала и продекларировала себя миру как правовое демократическое государство, призванное соблюдать незыблемые международные нормы и уважать суверенитет других стран.
Но это все было до Путина, который в последние годы вознамерился воссоздать российскую империю и с этой целью взял на вооружение многократно апробированную теорию и практику военной интервенции. В 2008 году он в тандеме с Медведевым уже осуществил под «миротворческим соусом» военную интервенцию в Грузию и отхватил
значительную часть территорию этой страны (Абхазию и Южную Осетию). Сегодня Путин «спасает» суверенную Украину от новой украинской власти и под прикрытием привычной имперской демагогии об обеспечении мира и защите русских граждан, осуществляет военную интервенцию в эту страну. Сталинские рекомендации «о гибкой форме интервенции» Путин обогатил новым имперским перлом - «принуждение к дружбе». То есть, под дулами автоматов Украину будут принуждать к дружбе с Россией.
Император всея Руси
Путин не только вдохновился бредовой идеей построения новой российской империи, не только приступил к практическим интервенционным шагам в данном направлении, но и себя самого уже видит в образе нового Императора всея Руси. И это не только слова.
В последние несколько лет массовое сознание россиян целенаправленно формировалось в данном идеологическом направлении и теперь уже само зомбированное общество взывает к Путину: Дай нам великую империю, стань нашим великим императором!
Примеров, поразившей Россию новой империомании, хоть отбавляй. Вот один примечательный факт.
Год назад в Москве в редакции газеты "Аргументы и факты" прошла пресс-конференция с довольно странным названием "Неотложные советы Путину В.В. по спасению России – быть ли России великой державой?". В ходе пресс-конференции состоялась презентация книги "Основы теории новой Российской империи". Книга была подготовлена авторским коллективом Академии геополитических проблем (АГП) и включала в себя "неотложные советы Путину".
Основной и многостранично обоснованный совет Путину – восстановление Российской империи в дореволюционных границах. По словам авторов книги, стоит только воссоздать империю и в нее с радостью войдут все православные и славянские страны, включая Словению и Черногорию. Авторы уверены, что вернуться под диктат Москвы будут не прочь и республики бывшего СССР и даже такие далекие страны как Монголия.
По мнению авторов книги, "та либеральная парадигма, которую проводит власть, заведет в тупик", "власть и сама не знает, куда идти дальше". Зато оба автора - вице-президента АГП прекрасно знают, куда идти. По их «обоснованному» мнению, первым делом Путину необходимо объявить себя Императором всея Руси. Править он должен в тандеме с Патриархом всея Руси. Авторы убеждены, что как только президент объявит о создании новой империи и примет на себя титул императора, многие страны начнут в нее ломиться.
Путин пока еще не объявил себя императором, но уже активно взялся за формирование новой Евразийской империи под диктатом Москвы. В отличие от лукавых авторов книги, он прекрасно знает, что никакие страны ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем добровольно не ломятся ни в какую империю – тем более, в российскую «империю зла». Следовательно, надо методом военной интервенции «принуждать к дружбе» и участию.
Неоимперский марш Путина
Свой неоимперский марш Путин начал, как и следовало ожидать, со стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) – организации, которую Москва с первого же дня восприняла как главную угрозу своим интересам и активно выступила против. Показательно, что акции неоимперского возмездия Москва начала с тех стран этой прозападной четверки, которые прошли через этап оранжевой революции. Словно двигаясь последовательно по заглавным буквам этой организации, Москва вначале двинулась на Грузию, потом на Украину. Видимо, на очереди Азербайджан - третья буква.
Первой мишенью неоимперских амбиций путиновской России стала Грузия: начиная с военной агрессии в августе 2008 года и отторжения Абхазии и Южной Осетии, Москва перманентно оказывает давление на Тбилиси, пытаясь остановить ее прозападный дрейф.
Второй мишенью теперь стала Украина. Добившись в 2010 году смены «оранжевого президента» Ющенко на промосковского Януковича, Кремль рассчитывал на превращение строптивой Украины в некое подобие Беларуси или Армении. Но трехмесячный феномен Евромайдана и смена власти в Киеве, побудили Путина на режим всестороннего и прямого военного давления на Украину.
Сегодня в Украине открыто и напрямую схлестнулись стратегические интересы Запада (США) и России. Ставки на кону крайне высокие и поражение для каждой стороны сулит огромные геополитические и геоэкономические потери, не говоря уже о факторе престижа и амбициях лидеров.
По сути, все понимают, что проблемы легитимности власти или права русскоязычных в Украине лишь предлог для реализации неоимперских планов Кремля, лишь спусковой механизм для возобновления на новом этапе глобальной битвы за доминирование в постсоветском пространстве. Россия, реанимируя «таранную» неоколониальную политику царского и советского кремля, решилась (во второй раз после распада СССР) на ввод своих войск на территорию суверенного соседнего государства. Если путиновская Россия осознанно пошла на риск затяжной конфронтации с западным миром, то наивно было бы полагать, что она не просчитала для себя все потери и приобретения от этой акции.
Конечно, у западного мира (прежде всего, США, Евросоюза, НАТО) достаточно аргументов для обуздания региональных притязаний и нейтрализации неоимперских амбиций Москвы. Но эти аргументы замедленного действия и вряд ли способны побудить Кремль к быстрому отказу от своих завышенных «неоимперских амбиций».
Решением о военной интервенции и угрозами федерализации и расчленения Украины Москва добилась выгодной для себя возможности поторговаться с западными странами с позиции силы. С учетом того, что фактом агрессии Кремль заведомо поднял очень высоко и планку собственного риска, и планку «откупных» требований, можно не сомневаться, что Москва будет торговаться жестко, с тем, чтобы склонить Запад на предложения о приемлемом разделе сфер влияния и на признание правомочности приоритетов России в постсоветском регионе. Ответное слово теперь за Западом (США).
Пора остановить Москву
В Украине, как и ранее в Грузии, испробована крайне опасная модель, позволяющая кремлевским ястребам, под смехотворным предлогом защиты собственных граждан или какой-то сепаратистской группы, осуществлять грубую военную экспансию в любое соседнее государство и затем, аннексируя части его территории, декларировать в одностороннем порядке их независимость, с последующей, возможно, кооптацией в состав новой российской «империи зла».
Путиновская Россия в последние годы предпочла во внутриполитическом плане возврат в тоталитаризм, а это во внешнеполитическом контексте неизбежно должно было привести и привело к реанимации великодержавного экспансионизма, не подкрепленного никакими весомыми аргументами. Неоимперский марш Путина, скорее всего, будет иметь бумеранговый эффект. Но уже сегодня мировое сообщество должно дать ему отпор.
В аналитической статье 2008 года по следам горячих событий в Грузии я указывал:
«Чрезмерно инертная и деликатная реакция международного сообщества на откровенную военную агрессию России в отношении суверенной Грузии лишь раззадорила неоимперские аппетиты Москвы. Если теперь взбесившемуся российскому «медведю» сойдет с рук демонстративное расчленение суверенной Грузии, как потом обуздать её хищнические планы в отношении других стран?!
Завтра Кремль может спровоцировать конфликт в Крыму и, якобы спасая свою флотилию и русскую общину, попытается оттяпать от Украины этот лакомый кусок территории. Аналогичная провокационная модель может быть апробирована и в прибалтийских странах. Сегодня, возможно, это кажется невероятным, как вчера казалось невероятным то, что произошло и продолжает происходить в Грузии.
Но, когда мы имеем дело с мощной ядерной державой, у которой просто «поехала крыша» и которая, будучи одержима бредовой идеей воссоздания аналога советской «империи зла», активно использует в 21 веке постыдные фашистско-большевистские методы прошлого века, то можно ожидать любой пакости».
Как видим, пакости последовали, причем в очень опасной форме. В том числе и для самой России. Нет сомнений, что нынешние действия Москвы, направленные на грубое попрание суверенитета и территориальной целостности Украины, могут кардинально изменить всю конфигурацию взаимоотношений в постсоветском пространстве, обрекая фактически каждое государство на жесткий выбор между капитуляцией перед этим агрессивным неоимперским натиском или стремительным дисстанциированием от «медвежьих лап» России. Перед таким позиционным выбором стоит ныне и Азербайджан.
Как бы то ни было, Россия создала новую и очень опасную конфронтационную ситуацию во всём мире, на постсоветском пространстве и в отношениях с Западом. В ситуации стремительной эскалации угроз и роста конфронтационного противостояния, ни одна страна в постсоветском регионе, сколь бы осторожна она не была, не может остаться в стороне и чувствовать себя в полной безопасности. Даже сама Россия. Ведь в стратегическом отношении развитие данной ситуации крайне опасно и для самой России, которая пока в милитаристской эйфории не думает о всех последствиях своих безумных действий. А последствия для России, как ранее для СССР, могут быть весьма плачевными.
Зафар Гулиев