Закарпатские корни непризнанного гения Ченки
Закарпатские корни непризнанного гения Ченки
За отвергнутые при жизни картины Т. Костки Чонтвари сейчас коллекционеры не жалеют и сотни тысяч евро.
Художник-самоучка, художник-чудак, художник наивного искусства, художник «солнечного пути», художник, которого трудно выделить в какой-то стиль искусства, художник без последователей, художник-одиночка, венгерский Ван Гог - этот перечень далеко не полный и касается венгерского художника конца XIX - начала ХХ века Тиводара Костки Чонтвари. Сейчас его картины стоят немалых денег. К примеру, на аукционе в 2006 году картина Чонтвари «Встреча любовников» (1902 г.) была продана в частную коллекцию за 800 тыс. евро, тем самым побив рекорд картины Мункачи и перехватив пальму первенства среди самых дорогих художников Венгрии. Кстати, в марте прошлого года именно эту работу художника было похищено из частной коллекции вместе с несколькими полотнами других авторов.
КАРТИНАМИ Чонтвари ЛЮДИ накрывали телеги, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ пропускали влагу
Основное творческое наследие Чонтвари, которое удалось сохранить и передать через десятки лет в музей, ныне хранится в Печи и Будапеште в Национальной галерее. В некоторых источниках указывается, что около 25 работ до сих пор находится в частных коллекциях. В целом после смерти художника его родственники распродали полотна за мизерные деньги как сырье. Большинство картин люди покупали, чтобы накрыть ими свои телеги. Ведь полотна были очень громоздкими, покрытые толстым слоем масляных красок, поэтому не пропускали влагу внутрь повозки во время дождя. К кисти Чонтвари относят более 100 полотен и 25 рисунков.
Имя Чонтвари известно среди искусствоведов, хотя, несмотря на признанную на сегодня его гениальность как художника в мировой истории, через локальность, упоминается он редко. Чонтвари родился в один год с Ван Гогом и так же, как и он, не был воспринят при жизни. Первые полотна Чонтвари начал рисовать, когда Ван Гог умер. После мистического видения, в котором Тыводар услышал слова, заставившие его изменить свою жизнь: «Ты станешь лучшим в мире художником солнечного пути, лучше Рафаэля!», Будущий венгерский художник потратил много времени на подготовку, чтобы в один прекрасный день покинуть все дела, которыми занимался в течение жизни, и в 41 год начать рисовать.
В автобиографии ХУДОЖНИКА РЕЧЬ ИДЕТ О детских годах В УЖГОРОДЕ И СРЕДНЕМ
Недавно представители ужгородского неформального формирования UNgANG, в который входят художники, историки, краеведы, журналисты, в частности скульптор Михаил Колодко, кондитер и шоколадье Валентин, журналист Александр Попович, вернулись из поездки, организованной Генеральным консульством Венгрии в Ужгороде. Основная цель путешествия - возвращение забытых имен ужгородцам и возрождение памяти Чонтвари. И если с городом, где хранится одна из крупнейших экспозиций Тиводара Костки Чонтвари, Печ художника ничего не связывало, неизвестно даже, бывал он при жизни в этих краях, то с Ужгородом и поселком Среднее, что на Закарпатье, кое-что общее таки есть . Завершая мысль о музее Чонтвари в Печи, здесь его открыли в 1973 г. к 120-й годовщине со дня рождения художника, потому что именно в этом городе жил великий ценитель творчества венгерского Ван Гога коллекционер, который в будущем и стал директором музея. А по нашему городу и поселку Среднее, то еще мальчиком Тыводар Костко (фамилия Чонтвари художник взял себе несколько позже) в 1860-х годах жил и учился несколько лет в ужгородской школе. И его корни были местные, ведь мать Тиводара была родом из Среднего, о чем он вспоминает в своей автобиографии. В той же автобиографии Чонтвари даже описывает, как летом купался в Уже, как проводил зимние каникулы, какие предметы любил в школе. Переехав из Среднего в Кишсебен, будущий художник никогда больше не возвращался в места, где, возможно, закладывались его первые мировоззренческие позиции.
Увлеченный творчеством Чонтвари, идейный вдохновитель поездки, а также один из главных энтузиастов неформального объединения UNgANG Михаил Колодко рассказал о своих впечатлениях и о том, как возникло это увлечение. «То, что был такой крутой художник, я знал еще со студенческих лет, потому что жил в общежитии с художниками и там впервые во Львове увидел его работы в каталоге и услышал первые рассказы о нем от своих сожителей по общежитию. До этого я ничего не слышал о нем и после этого тоже мало что слышал. В истории искусства о нем очень редко и очень кратко упоминается, его картины есть только в Венгрии. А уже совсем недавно, когда был завершен проект по созданию памятника Рошковича, я поделился с историком Кобаль своими планами, в которых говорилось о дальнейшем желании отыскивать и раскручивать имена художников, которые так или иначе были связаны с Закарпатьем. Подкрепляя свои слова фамилиями, я назвал и выходца из Мукачево, венгерского художника Михаю Мункачи. Но, к моему удивлению, Кобаль не очень активно отреагировал на это и только спросил: «А почему Мункачи?» Я, растерявшись, спросил в ответ: «Ну, а кто еще?» А он говорит, ну, например, Чонтвари. Иосиф очень спокойным голосом, будто об этом знают все, открыл мне глаза на то, что Чонтвари жил в Среднем, а в Ужгороде учился. Тогда моему удивлению не было предела, как так, я цепляюсь за Мункачи, потому что он из Мукачево, а здесь есть Чонтвари, учившийся в Ужгороде и жил в Среднем! », - Восторженно рассказывает Михаил Колодко, листая, принесенный на встречу каталог Тиводара Костки Чонтвари. Найдя фотографию в каталоге Тиводара и его матери, Михаил отмечает: «Есть фотографии Чонтвари, его семьи, матери, но почему-то в каталогах ни титульная страница не оформлена его портретом, в большинстве случаев используют автопортрет. Хотя фото более конкретно передает личность, сведущий в типах лица, сразу увидит безумный, даже немного сумасшедший взгляд, который унаследовал от матери. Его острые черты лица, в чем - то напоминают мне Ван Гога. Фото очень повествовательное. Об отце известно, что он был аптекарем, любил охоту, а о матери лишь то, что она воспитывала сыновей. Может, она и вбила сыну в голову такое, с чем ему просто нереально было жить. У многих художников очень сильная связь была с матерями. К примеру, в Энди Уорхола ».
ВЕРА Чонтвари В собственной гениальности не оставляли ЕГО К СМЕРТИ
По мнению Михаила Колодка, настоящие художники-гении опережают свое время: «Мункачи, к примеру, НЕ опережал его, он больше занимался академизмом и очень качественно делал свою работу, а Чонтвари как раз опережал свое время». Поэтому при жизни его никто не воспринимал, считая, что он душевнобольной.
«После видения, которое стало для будущего художника судьбоносным, он пошел учиться, сначала в одну академию, затем в другую, поняв, что школа дает ему лишь определенные рамки для творчества, он это все бросил, - продолжает М. Колодко. - Рост Чонтвари как художника был чрезвычайно быстрым и динамичным, после академий, которые он покинул, аптекарь в прошлом просто вышел к природе и рисовал ее. Именно поэтому мне хочется верить и хочется привязывать тот факт, что наша земля, где он провел юные годы, влияла на него как на художника. Он рос и видел красоту природы, возможно, она где-то и запала в его сознании ».
Чонтвари сам называл себя художником «солнечного пути», такое словосочетание он услышал во время видения и таким словосочетанием характеризовал тех, кто рисует на природе. «Все эти большие полотна, которые можно увидеть в музее - это пленерное творчество, он не рисовал в мастерской. Видно, что ранние работы были направлены на передачу живых объектов - олени, соколы, бабочки ... Затем, вероятно, он положил перед собой высокую планку, сложную - передать человеческие характеры, типы. Еще одна задача - размеры - от маленьких до больших. Чем больше Чонтвари погружался в творчество, тем больше форматы он выбирал. В Пече мы видели картину размером 4 на 7 метров, но в Национальной галерее Будапешта есть еще большее полотно. Ему не хватало места, не хватало человеческих средств, чтобы передать свое внутреннее состояние. Это видно и по цветам. Дикие цвета до него никто не использовал. Он стремился этим передать крик души. Когда уже размеры полотен просто невозможно было увеличивать, потому что они не были транспортабельные, он это бросил. Никто его не воспринимал. То, что он пытался прокричать в своих произведениях, мало кого интересовало. Последние годы художник начал писать философские трактаты », - рассказывает Михаил. Вера Тиводара Костки Чонтвари в слова о собственной гениальности, услышанные во время первого видения в 27-летнем возрасте, не давали ему покоя до самой смерти. Названия философских трактатов тому подтверждение, к примеру, «Гений. Кто может и кто не может быть гением ».
При жизни у художника было три выставки - две в Будапеште и одна в Париже. Однако желаемого признания Чонтвари не получил, выставив свои работы на всеобщее обозрение. Более того, в предчувствии смерти художник хотел передать свое творческое достояние в собственность музея в Будапеште. Однако ему отказали, обосновав свой отказ отсутствием какой-либо ценности в представленных работах. Но сложилось так, что после смерти Чонтвари, во время распродажи, который устроили родственники, картины приобрел венгерский архитектор Гедеон Герлоци, его, собственно, и считают спасителем творческого наследия венгерского Ван Гога.
Интересен еще один факт. Перед музеем в Печи установлен бронзовый памятник Чонтвари. Однако это лишь копия оригинала памятника, который установлен на кладбище в Будапеште, что указывает лишь на то, что похоронен художник-гений был там. Дело в том, что через 50 лет после смерти Чонтвари никто из родственников не внес дополнительной платы, чтобы в дальнейшем ухаживали за могилой Чонтвари, поэтому тело художника было перезахороненное в общую могилу. Где перезахоронили Чонтвари - неизвестно.
Художник-самоучка, шизофреник ИЛИ ШАМАН?
Чонтвари, по убеждению ужгородского скульптора, не шел на компромиссы с миром. «Он не похож ни на кого. Чонтвари это больше, чем живопись. Феномен этого художника на самом деле очень сложный. Картины Костки Чонтвари можно рассматривать недели и каждый раз видеть для себя что-то новое. Я понял, что воспроизведение тех мест, которые он рисовал, очень реалистичные в нереалистичном стиле, мощно передан дух места. Плюс он добавляет в свои работы жизни, которые фотографией никогда не удастся передать. И это при том, что у него не было академических навыков все это передать », - с удивлением рассказывает М. Колодко.
«Находясь в музее час, трудно понять, что он хотел, и я на это даже не надеялся. Я почувствовал, что хотел почувствовать у больших полотен, они меня поражали своим масштабом. Мистичность в работах Чонтвари я убежден есть. Более того, некоторые профессора по живописи утверждают, что Чонтвари вообще был шаманом, потому что очень большая доля мистичности есть в его работах, - делится своими впечатлениями Михаил Колодко. - Лично меня захватывают его цвета, чрезвычайно дикие и яркие. Кроме того, его работы это как отдельно существующие независимые ни от чего части, которые он составил в одно, и тем самым создал общее совершенство тех мест, которые рисовал. Некоторые его полотна могут пересказать жизнь эпохи. В одной работе он пытался, к примеру, передать небо в разных погодных состояниях, в бурю, когда солнце, утром, вечером, ночью, все в одном. Так же и жизнь людей, пытался передать вам не конкретную жизнь человека, а целого поколения. Думаю, что каждый художник может найти в Чонтвари своего учителя. Хотя он по сути не учился, а только сам, путешествуя и познавая мир, через собственную призму и то, что мог увидеть и почувствовать, воплощал в своих картинах ».
ЗАКАРПАТСКАЯ земля богата ГЕНИЯМИ, ВОЗМОЖНО, ОДИН ИЗ НИХ УЖЕ СРЕДИ НАС
Подытоживая увиденное в поездке, Михаил Колодко отметил: «То, что я увидел и через себя пропустил - выльется в моей скульптуре, возможно, даже не в скульптуре Чонтвари. Просто мое мировоззрение под влиянием Чонтвари как-то деформируется, изменяется. А вообще я хотел бы на примере этого художника-самоучки показать, что на этой земле могут родиться гении, и надо быть готовым к тому, что сегодня или завтра, или вчера этот маленький талант родился и надо его найти и достойно воспитать, или отправить туда , где он сможет выучиться. Это касается и Бартока, который жил в Виноградове, и Чонтвари и Мункачи, и многие другие. Я хотел бы подчеркнуть уникальность нашей земли. Мы имеем немало великих имен и этими примерами должны воспитывать наших земляков. Нужно ценить и беречь этот художественный дух. И творить под его влиянием ».
Кстати, проект неформального объединения UNgANG - возвращение забытых имен ужгородцам и возрождение памяти Чонтвари, достаточно масштабный и включает различные формы. Стартовал он задолго до поездки в Печ и получил название «Czontvary Spiritual Content». Как рассказал журналист Александр Попович, этот художественный проект включает «товары для духовного развития», среди которых благодаря кондитеру Валентину в лимитированном количестве были выпущены антидепрессанты конфеты, планирует кондитер создать и пирожное под названием «Csontvary Spiritual Cake» с уникальным вкусом. А художник Марсель Онисько разработал специально под этот проект афиши. Представители UNgANG отмечают, проект только набирает обороты, поэтому впереди еще много интересного, нового и вкусного.
Автор материала выражает отдельную благодарность Генеральному консульству Венгрии в Ужгороде и представителям неформального объединения UNgANG за возможность принять участие в поездке.
Людмила Федоришина
За отвергнутые при жизни картины Т. Костки Чонтвари сейчас коллекционеры не жалеют и сотни тысяч евро.
Художник-самоучка, художник-чудак, художник наивного искусства, художник «солнечного пути», художник, которого трудно выделить в какой-то стиль искусства, художник без последователей, художник-одиночка, венгерский Ван Гог - этот перечень далеко не полный и касается венгерского художника конца XIX - начала ХХ века Тиводара Костки Чонтвари. Сейчас его картины стоят немалых денег. К примеру, на аукционе в 2006 году картина Чонтвари «Встреча любовников» (1902 г.) была продана в частную коллекцию за 800 тыс. евро, тем самым побив рекорд картины Мункачи и перехватив пальму первенства среди самых дорогих художников Венгрии. Кстати, в марте прошлого года именно эту работу художника было похищено из частной коллекции вместе с несколькими полотнами других авторов.
КАРТИНАМИ Чонтвари ЛЮДИ накрывали телеги, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ пропускали влагу
Основное творческое наследие Чонтвари, которое удалось сохранить и передать через десятки лет в музей, ныне хранится в Печи и Будапеште в Национальной галерее. В некоторых источниках указывается, что около 25 работ до сих пор находится в частных коллекциях. В целом после смерти художника его родственники распродали полотна за мизерные деньги как сырье. Большинство картин люди покупали, чтобы накрыть ими свои телеги. Ведь полотна были очень громоздкими, покрытые толстым слоем масляных красок, поэтому не пропускали влагу внутрь повозки во время дождя. К кисти Чонтвари относят более 100 полотен и 25 рисунков.
Имя Чонтвари известно среди искусствоведов, хотя, несмотря на признанную на сегодня его гениальность как художника в мировой истории, через локальность, упоминается он редко. Чонтвари родился в один год с Ван Гогом и так же, как и он, не был воспринят при жизни. Первые полотна Чонтвари начал рисовать, когда Ван Гог умер. После мистического видения, в котором Тыводар услышал слова, заставившие его изменить свою жизнь: «Ты станешь лучшим в мире художником солнечного пути, лучше Рафаэля!», Будущий венгерский художник потратил много времени на подготовку, чтобы в один прекрасный день покинуть все дела, которыми занимался в течение жизни, и в 41 год начать рисовать.
В автобиографии ХУДОЖНИКА РЕЧЬ ИДЕТ О детских годах В УЖГОРОДЕ И СРЕДНЕМ
Недавно представители ужгородского неформального формирования UNgANG, в который входят художники, историки, краеведы, журналисты, в частности скульптор Михаил Колодко, кондитер и шоколадье Валентин, журналист Александр Попович, вернулись из поездки, организованной Генеральным консульством Венгрии в Ужгороде. Основная цель путешествия - возвращение забытых имен ужгородцам и возрождение памяти Чонтвари. И если с городом, где хранится одна из крупнейших экспозиций Тиводара Костки Чонтвари, Печ художника ничего не связывало, неизвестно даже, бывал он при жизни в этих краях, то с Ужгородом и поселком Среднее, что на Закарпатье, кое-что общее таки есть . Завершая мысль о музее Чонтвари в Печи, здесь его открыли в 1973 г. к 120-й годовщине со дня рождения художника, потому что именно в этом городе жил великий ценитель творчества венгерского Ван Гога коллекционер, который в будущем и стал директором музея. А по нашему городу и поселку Среднее, то еще мальчиком Тыводар Костко (фамилия Чонтвари художник взял себе несколько позже) в 1860-х годах жил и учился несколько лет в ужгородской школе. И его корни были местные, ведь мать Тиводара была родом из Среднего, о чем он вспоминает в своей автобиографии. В той же автобиографии Чонтвари даже описывает, как летом купался в Уже, как проводил зимние каникулы, какие предметы любил в школе. Переехав из Среднего в Кишсебен, будущий художник никогда больше не возвращался в места, где, возможно, закладывались его первые мировоззренческие позиции.
Увлеченный творчеством Чонтвари, идейный вдохновитель поездки, а также один из главных энтузиастов неформального объединения UNgANG Михаил Колодко рассказал о своих впечатлениях и о том, как возникло это увлечение. «То, что был такой крутой художник, я знал еще со студенческих лет, потому что жил в общежитии с художниками и там впервые во Львове увидел его работы в каталоге и услышал первые рассказы о нем от своих сожителей по общежитию. До этого я ничего не слышал о нем и после этого тоже мало что слышал. В истории искусства о нем очень редко и очень кратко упоминается, его картины есть только в Венгрии. А уже совсем недавно, когда был завершен проект по созданию памятника Рошковича, я поделился с историком Кобаль своими планами, в которых говорилось о дальнейшем желании отыскивать и раскручивать имена художников, которые так или иначе были связаны с Закарпатьем. Подкрепляя свои слова фамилиями, я назвал и выходца из Мукачево, венгерского художника Михаю Мункачи. Но, к моему удивлению, Кобаль не очень активно отреагировал на это и только спросил: «А почему Мункачи?» Я, растерявшись, спросил в ответ: «Ну, а кто еще?» А он говорит, ну, например, Чонтвари. Иосиф очень спокойным голосом, будто об этом знают все, открыл мне глаза на то, что Чонтвари жил в Среднем, а в Ужгороде учился. Тогда моему удивлению не было предела, как так, я цепляюсь за Мункачи, потому что он из Мукачево, а здесь есть Чонтвари, учившийся в Ужгороде и жил в Среднем! », - Восторженно рассказывает Михаил Колодко, листая, принесенный на встречу каталог Тиводара Костки Чонтвари. Найдя фотографию в каталоге Тиводара и его матери, Михаил отмечает: «Есть фотографии Чонтвари, его семьи, матери, но почему-то в каталогах ни титульная страница не оформлена его портретом, в большинстве случаев используют автопортрет. Хотя фото более конкретно передает личность, сведущий в типах лица, сразу увидит безумный, даже немного сумасшедший взгляд, который унаследовал от матери. Его острые черты лица, в чем - то напоминают мне Ван Гога. Фото очень повествовательное. Об отце известно, что он был аптекарем, любил охоту, а о матери лишь то, что она воспитывала сыновей. Может, она и вбила сыну в голову такое, с чем ему просто нереально было жить. У многих художников очень сильная связь была с матерями. К примеру, в Энди Уорхола ».
ВЕРА Чонтвари В собственной гениальности не оставляли ЕГО К СМЕРТИ
По мнению Михаила Колодка, настоящие художники-гении опережают свое время: «Мункачи, к примеру, НЕ опережал его, он больше занимался академизмом и очень качественно делал свою работу, а Чонтвари как раз опережал свое время». Поэтому при жизни его никто не воспринимал, считая, что он душевнобольной.
«После видения, которое стало для будущего художника судьбоносным, он пошел учиться, сначала в одну академию, затем в другую, поняв, что школа дает ему лишь определенные рамки для творчества, он это все бросил, - продолжает М. Колодко. - Рост Чонтвари как художника был чрезвычайно быстрым и динамичным, после академий, которые он покинул, аптекарь в прошлом просто вышел к природе и рисовал ее. Именно поэтому мне хочется верить и хочется привязывать тот факт, что наша земля, где он провел юные годы, влияла на него как на художника. Он рос и видел красоту природы, возможно, она где-то и запала в его сознании ».
Чонтвари сам называл себя художником «солнечного пути», такое словосочетание он услышал во время видения и таким словосочетанием характеризовал тех, кто рисует на природе. «Все эти большие полотна, которые можно увидеть в музее - это пленерное творчество, он не рисовал в мастерской. Видно, что ранние работы были направлены на передачу живых объектов - олени, соколы, бабочки ... Затем, вероятно, он положил перед собой высокую планку, сложную - передать человеческие характеры, типы. Еще одна задача - размеры - от маленьких до больших. Чем больше Чонтвари погружался в творчество, тем больше форматы он выбирал. В Пече мы видели картину размером 4 на 7 метров, но в Национальной галерее Будапешта есть еще большее полотно. Ему не хватало места, не хватало человеческих средств, чтобы передать свое внутреннее состояние. Это видно и по цветам. Дикие цвета до него никто не использовал. Он стремился этим передать крик души. Когда уже размеры полотен просто невозможно было увеличивать, потому что они не были транспортабельные, он это бросил. Никто его не воспринимал. То, что он пытался прокричать в своих произведениях, мало кого интересовало. Последние годы художник начал писать философские трактаты », - рассказывает Михаил. Вера Тиводара Костки Чонтвари в слова о собственной гениальности, услышанные во время первого видения в 27-летнем возрасте, не давали ему покоя до самой смерти. Названия философских трактатов тому подтверждение, к примеру, «Гений. Кто может и кто не может быть гением ».
При жизни у художника было три выставки - две в Будапеште и одна в Париже. Однако желаемого признания Чонтвари не получил, выставив свои работы на всеобщее обозрение. Более того, в предчувствии смерти художник хотел передать свое творческое достояние в собственность музея в Будапеште. Однако ему отказали, обосновав свой отказ отсутствием какой-либо ценности в представленных работах. Но сложилось так, что после смерти Чонтвари, во время распродажи, который устроили родственники, картины приобрел венгерский архитектор Гедеон Герлоци, его, собственно, и считают спасителем творческого наследия венгерского Ван Гога.
Интересен еще один факт. Перед музеем в Печи установлен бронзовый памятник Чонтвари. Однако это лишь копия оригинала памятника, который установлен на кладбище в Будапеште, что указывает лишь на то, что похоронен художник-гений был там. Дело в том, что через 50 лет после смерти Чонтвари никто из родственников не внес дополнительной платы, чтобы в дальнейшем ухаживали за могилой Чонтвари, поэтому тело художника было перезахороненное в общую могилу. Где перезахоронили Чонтвари - неизвестно.
Художник-самоучка, шизофреник ИЛИ ШАМАН?
Чонтвари, по убеждению ужгородского скульптора, не шел на компромиссы с миром. «Он не похож ни на кого. Чонтвари это больше, чем живопись. Феномен этого художника на самом деле очень сложный. Картины Костки Чонтвари можно рассматривать недели и каждый раз видеть для себя что-то новое. Я понял, что воспроизведение тех мест, которые он рисовал, очень реалистичные в нереалистичном стиле, мощно передан дух места. Плюс он добавляет в свои работы жизни, которые фотографией никогда не удастся передать. И это при том, что у него не было академических навыков все это передать », - с удивлением рассказывает М. Колодко.
«Находясь в музее час, трудно понять, что он хотел, и я на это даже не надеялся. Я почувствовал, что хотел почувствовать у больших полотен, они меня поражали своим масштабом. Мистичность в работах Чонтвари я убежден есть. Более того, некоторые профессора по живописи утверждают, что Чонтвари вообще был шаманом, потому что очень большая доля мистичности есть в его работах, - делится своими впечатлениями Михаил Колодко. - Лично меня захватывают его цвета, чрезвычайно дикие и яркие. Кроме того, его работы это как отдельно существующие независимые ни от чего части, которые он составил в одно, и тем самым создал общее совершенство тех мест, которые рисовал. Некоторые его полотна могут пересказать жизнь эпохи. В одной работе он пытался, к примеру, передать небо в разных погодных состояниях, в бурю, когда солнце, утром, вечером, ночью, все в одном. Так же и жизнь людей, пытался передать вам не конкретную жизнь человека, а целого поколения. Думаю, что каждый художник может найти в Чонтвари своего учителя. Хотя он по сути не учился, а только сам, путешествуя и познавая мир, через собственную призму и то, что мог увидеть и почувствовать, воплощал в своих картинах ».
ЗАКАРПАТСКАЯ земля богата ГЕНИЯМИ, ВОЗМОЖНО, ОДИН ИЗ НИХ УЖЕ СРЕДИ НАС
Подытоживая увиденное в поездке, Михаил Колодко отметил: «То, что я увидел и через себя пропустил - выльется в моей скульптуре, возможно, даже не в скульптуре Чонтвари. Просто мое мировоззрение под влиянием Чонтвари как-то деформируется, изменяется. А вообще я хотел бы на примере этого художника-самоучки показать, что на этой земле могут родиться гении, и надо быть готовым к тому, что сегодня или завтра, или вчера этот маленький талант родился и надо его найти и достойно воспитать, или отправить туда , где он сможет выучиться. Это касается и Бартока, который жил в Виноградове, и Чонтвари и Мункачи, и многие другие. Я хотел бы подчеркнуть уникальность нашей земли. Мы имеем немало великих имен и этими примерами должны воспитывать наших земляков. Нужно ценить и беречь этот художественный дух. И творить под его влиянием ».
Кстати, проект неформального объединения UNgANG - возвращение забытых имен ужгородцам и возрождение памяти Чонтвари, достаточно масштабный и включает различные формы. Стартовал он задолго до поездки в Печ и получил название «Czontvary Spiritual Content». Как рассказал журналист Александр Попович, этот художественный проект включает «товары для духовного развития», среди которых благодаря кондитеру Валентину в лимитированном количестве были выпущены антидепрессанты конфеты, планирует кондитер создать и пирожное под названием «Csontvary Spiritual Cake» с уникальным вкусом. А художник Марсель Онисько разработал специально под этот проект афиши. Представители UNgANG отмечают, проект только набирает обороты, поэтому впереди еще много интересного, нового и вкусного.
Автор материала выражает отдельную благодарность Генеральному консульству Венгрии в Ужгороде и представителям неформального объединения UNgANG за возможность принять участие в поездке.
Людмила Федоришина
За матеріалами: Новини сьогодні