Мир на Донбассе - как австрийский министр намерен его добиваться
В ходе визита в Киев министр иностранных дел Австрии, которая председательствует в ОБСЕ, Себастьян Курц обсудил со своим украинским коллегой Павлом Климкиным ситуацию, сложившуюся после аннексии Крыма Россией и проблему освобождения украинских пленных. Однако больше всего внимания министры уделили конфликту на Донбассе и усилиям ОБСЕ по установлению мира в регионе.
Разногласия дипломатии
Совместная пресс-конференция Себастьяна Курца и министра иностранных дел Украины Павла Климкина 17 января продемонстрировала различия в риторике обоих дипломатов. Климкин употреблял словосочетание "российская агрессия", а Курц дипломатично произносил лишь слово "конфликт".
Украинский министр говорил о "принуждении России к выполнению минских соглашений", о необходимости вооруженной миссии ОБСЕ для осуществления круглосуточного контроля за прекращением огня и поставок оружия и российских войск через неконтролируемый участок российско-украинской границы. В отличие от него, Курц ограничился словами об увеличении численности наблюдателей специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и предоставлении им дополнительных технических возможностей.
Себастьян Курц отметил, что простого и скорого решения конфликта на Донбассе не существует. В то же время он призвал шаг за шагом приближаться к этому. "Один из главных наших пунктов - достичь перемирия, решить вопрос разведения сторон и отвода тяжелых вооружений. Многие люди в зоне конфликта страдают, и мы будем во время своего председательствования в ОБСЕ выступать адвокатом этих людей, пытаться улучшить их ситуацию хоть немного", - сказал австрийский министр иностранных дел.
Отвечая на вопрос журналистов о результатах обсуждения с Павлом Климкиным проблемы освобождения пленных и заложников, Курц назвал ее чрезвычайно сложной и требующей привлечения всех участников конфликта. "Мы стараемся делать это на различных уровнях, чтобы достичь определенного вклада в решение проблемы. Но для этого необходимо согласие различных сторон", - отметил Курц.
Скептические ожидания
Эти слова австрийского министра не вызвали энтузиазма у опрошенных украинских экспертов. Первый посол Украины в России Владимир Крыжановский скептически отнесся к переговорам при участии лидеров сепаратистов. "Я не могу назвать позитивом переговоры с марионеточными режимами Москвы", - отметил кадровый украинский дипломат.
Военный эксперт и полковник запаса Олег Жданов в интервью DW признал, что вообще не видит оснований для прогресса в переговорах с Россией. Он раскритиковал переговорный статус России и в "нормандском формате", и на других международных встречах, согласно которому Москва позиционирует себя как мирное государство с инициативами по урегулированию военного конфликта.
"Это разговоры глухого с немым. В действительности, Россия - это сторона конфликта. В Донбассе есть русские наемники, подписавшие контракты в российских военкоматах и вошедшие в состав новосформированных российских частей с шевронами непризнанных "народных республик". А еще около десяти тысяч регулярных российских войск", - утверждает Жданов.
Препятствия с обеих сторон
Эксперт считает, что усилия Себастьяна Курца во время его визита в Россию, как главы ОБСЕ, будут напрасными - Москва не согласится на контроль международными наблюдателями территорий, которые находятся в руках у сепаратистов, и неконтролируемого участка российско-украинской границы.
По мнению Жданова, в Европе могут возникнуть серьезные финансовые проблемы, связанные с увеличением численности и укомплектованием наблюдателей ОБСЕ дополнительными средствами контроля. "Я не думаю, что во времена, когда европейские институты тщательно считают все свои расходы, мы можем ожидать безоговорочную поддержку инициатив по усилению специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе", - считает эксперт.
Он возлагает ответственность за затягивание конфликта на востоке Украины и за страдания мирного населения в зоне соприкосновения не только на Россию, но и на власти в Киеве. "Официально это до сих пор называется у нас зоной антитеррористической операции. Украина не провозгласила регион зоной гуманитарной катастрофы и до сих пор не обратилась к Красному Кресту", - напомнил Олег Жданов.