Статью закарпатского ученого будут изучать во Франции
Статью закарпатского ученого будут изучать во Франции
По просьбе одного из учеников Сартра философа Жана-Пьера Бару статью закарпатца Романа Официнского переведено для публикации на французском языке.
Проректор Ужгородского национального университета, профессор Роман Официнский принадлежит к элитарному клубу знатоков философской мысли, прежде всего - неклассической философии XX века. Он упорядочил и написал послесловие к книге Федора Потушняка «Я и бесконечность (Очерки истории философии Закарпатья)» (2003 г.). Так же его перу принадлежит эссе «Василий Довгович (1783 - 1849) и Федор Потушняк (1910 - 1960): интригующее противостояние гения и власти» (2004 г.). А в первом нынешнем числе популярного журнала иностранной литературы «Вселенная», который уже выходит в Украине 88 лет, появилась статья Г. Официнского «Мир живет надеждой». В ней говорится о французском философе, писателе и общественном деятеле Жане-Поле Сартра (1905 - 1980), которому в 1964 г. была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Р. Официнский вполне резонно доказывает свой тезис о том, что Сартр не смог дать ответов, убедительных для следующего поколения недовольных социальными контрастами и состоянием демократии в мире, включая Францию.
Не менее интересна постановка вопроса «Кто же такой философ Сартр?». Позволим себе процитировать ответ Официнского: «Тот, кто побуждает запустить двигатель критического разума, деятельного познания кардинальных проблем универсума. Одновременно видим то, что легче какому-либо мыслителю изыскивать и производить сентенции о целом, когда там его нет лично. Поскольку не все мы подвергаемся гипнотическому сиянию, то не все можем следовать за ним. Ибо среди услышанных аргументов связка слабых, которые не проходят через фильтр восприятия. Можем только хладнокровно отследить кардиограмму его мысли в разные жизненные периоды. Эта правдивая кардиограмма понадобится, когда воспринимать мыслителя сердцем - как человека вменяемого, от жизни, а не кабинетного теоретика, для которого человечество необъятное без насилия.
Жан-Поль Сартр прогнозировал ментально-временную метаморфозу, согласно которой символический конец истории станет началом эры морали - жизнь людей одних для других. В этот приход рая хотелось бы верить и угнетателям, и угнетенным. Но в теории. Потому радикальными могут быть намерения, а не действия, насильственные действия, где незаметный переход мнимых «народных героев» в исправительную колонию закоренелых преступников. Поистине сложный мир, и ужасный. Испокон веков. Но он живет надеждой. Живет ».
Лучше, пожалуй, и не скажешь. По просьбе одного из учеников Сартра философа Жана-Пьера Бару статью Р. Официнского переведено для публикации также и на французском языке.
По просьбе одного из учеников Сартра философа Жана-Пьера Бару статью закарпатца Романа Официнского переведено для публикации на французском языке.
Проректор Ужгородского национального университета, профессор Роман Официнский принадлежит к элитарному клубу знатоков философской мысли, прежде всего - неклассической философии XX века. Он упорядочил и написал послесловие к книге Федора Потушняка «Я и бесконечность (Очерки истории философии Закарпатья)» (2003 г.). Так же его перу принадлежит эссе «Василий Довгович (1783 - 1849) и Федор Потушняк (1910 - 1960): интригующее противостояние гения и власти» (2004 г.). А в первом нынешнем числе популярного журнала иностранной литературы «Вселенная», который уже выходит в Украине 88 лет, появилась статья Г. Официнского «Мир живет надеждой». В ней говорится о французском философе, писателе и общественном деятеле Жане-Поле Сартра (1905 - 1980), которому в 1964 г. была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Р. Официнский вполне резонно доказывает свой тезис о том, что Сартр не смог дать ответов, убедительных для следующего поколения недовольных социальными контрастами и состоянием демократии в мире, включая Францию.
Не менее интересна постановка вопроса «Кто же такой философ Сартр?». Позволим себе процитировать ответ Официнского: «Тот, кто побуждает запустить двигатель критического разума, деятельного познания кардинальных проблем универсума. Одновременно видим то, что легче какому-либо мыслителю изыскивать и производить сентенции о целом, когда там его нет лично. Поскольку не все мы подвергаемся гипнотическому сиянию, то не все можем следовать за ним. Ибо среди услышанных аргументов связка слабых, которые не проходят через фильтр восприятия. Можем только хладнокровно отследить кардиограмму его мысли в разные жизненные периоды. Эта правдивая кардиограмма понадобится, когда воспринимать мыслителя сердцем - как человека вменяемого, от жизни, а не кабинетного теоретика, для которого человечество необъятное без насилия.
Жан-Поль Сартр прогнозировал ментально-временную метаморфозу, согласно которой символический конец истории станет началом эры морали - жизнь людей одних для других. В этот приход рая хотелось бы верить и угнетателям, и угнетенным. Но в теории. Потому радикальными могут быть намерения, а не действия, насильственные действия, где незаметный переход мнимых «народных героев» в исправительную колонию закоренелых преступников. Поистине сложный мир, и ужасный. Испокон веков. Но он живет надеждой. Живет ».
Лучше, пожалуй, и не скажешь. По просьбе одного из учеников Сартра философа Жана-Пьера Бару статью Р. Официнского переведено для публикации также и на французском языке.
За матеріалами: Новини сьогодні