Головна » 2013 » Січень » 12 » Что такого особенного в береговских селах?

Что такого особенного в береговских селах?

Во время октябрьского фестиваля «Берегфест-2012», для привлечения внимания к проблемам велосипедистов и пропаганды края, сторонники активного отдыха устроили велопробег «Огонь на колесах». Его участники, местные велосипедисты, а также гости из Венгрии и Румынии, проехались кольцом от Берегова через Великую Бакту, Гечу, Мочолу ​​и Чому и вернулись в город с зажженным от традиционной венгерской печи «кеменце» факелом. От него затем зажгли торжественный символический огонь международного праздника. Тогда же, принимая участие в велопробеге, я решил, что нужно будет повторить его в замедленном темпе, чтобы подробнее осмотреть села, а потом рассказать об их прелестях. Поскольку Великая Бакта уже презентовалась в «Новостях Закарпатья» два года назад, поэтому сейчас - об остальных селах.

Начнем с села Геча, известного не только на Береговщине, но даже за пределами Закарпатья своим фестивалем гентешей (мясников свиней), что происходит зимой. Сюда на соревнования местных умельцев и их коллег из Венгрии, Румынии, Сербии приезжают сотни туристов как из Украины, так и из других стран - чтобы купить свежих изделий из свинины или попробовать их на месте, под горячее вино и палинку. Летом в деревне проводится сливовый фестиваль, на котором на глазах посетителей варится традиционное сливовое варенье без сахара - леквар, который является основой большого количества венгерских блюд, не каждая из них привычная чужим желудкам. Например, галушки, приправленные совместно жареным салом и лекваром.

Дом сельсовета в Гечи.

Из выдающихся зданий Гечи прежде всего достойное вниманию нынешнее помещение сельсовета. Она разместилось в усадьбе дворянской семьи Лайоша Кайди, построенное в 1804 году. То есть даже раньше наполеоновских войн! Этому сооружению повезло не только тем, что простояло более двух столетий, но и тем, что в наше время не было искажено. У нас на глазах регулярно происходят такие «ремонты» старинных зданий, после которых на них обидно смотреть. Прежде страдают кровли. Если их не успели в советское время перекрыть серым и токсичным шифером, то теперь старинная крыша может быть испорчена дешевой металлочерепицей, что уже не раз случалось с различными зданиями на Закарпатье. Здесь надо отдать должное сельскому голове Ондрашу Мештеру, который пошел сложным путем, но приобрел черепицу, идентичную старинной (та уже не выполняла своих функций). Обновленная крыша выглядит свежо, но одновременно так же стильно, как и 200 лет назад.

Недалеко от усадьбы есть памятник, которому повезло меньше, - полуразрушенный склеп (гробница), также принадлежавший семье Кайди. Сейчас он выглядит запущено, и было бы полезно подумать и о нем. Ведь, во-первых, памятников такого типа на Закарпатье не так и много: фамильных склепов, расположенных не на кладбище, остались единицы. А во-вторых, семья Кайди в Гечи не может не быть в почете, ведь от них селу в наследство осталась не только усадьба, но и каменная церковь с домом священника рядом (в нем сейчас разместилось одно из двух помещений местной школы).

Могила-памятник в селе Чома

Особых архитектурных чудес здесь не увидишь, разве что можно специально сойти с трассы и увидеть довольно большую новую греко-католическую церковь, стиль которой сочетает старые традиции и новые тенденции. Однако село включено в туристические маршруты и особенно популярно среди венгерских туристов. Ведь на его окраине находится парк под названием «Могильник древних мадьяр». Он высажен на месте длительных археологических раскопок древнеугорських могил периода IX-XIII вв. Первые находки захоронений того времени, который в венгерской истории называется «Период нахождения родины», были сделаны здесь еще в XIX веке, теперь они хранятся в музее Венгрии в Будапеште. В 1986-1987 гг российский археолог Виктор Бобков раскопал на окраине Чомы 26 древнеугорських могил, причем нашел и захоронения людей с лошадьми. В 1990-х годах раскопки продолжили наши археологи Вячеслав Котигорошко и Эдуард Балагури, совместно с венгерским коллегой Иштваном Фодором открыли еще около восьми десятков могил, с предметами быта, оружием и ювелирными изделиями. В некоторых из них они нашли признаки захоронения по христианскому обычаю.

В 1993 году эту территорию едва не разделили под жилищное строительство, но активисты Общества венгерской культуры Закарпатья воспрепятствовали этому, она была взята под государственную охрану. Через три года в северной части кладбища торжественно открыли мемориальный парк «Могильник древних мадьяр», который спроектировала художница Виктория Чирпак. Основой парка являются деревянные скульптуры древнеугорського вождя Арпада и короля-крестителя Святого Иштвана. Ежегодно здесь проводятся торжества. К счастью, хотя парк и на окраине села, но обходится без вандализма - политического или простого хулиганства. В 2009 году правительственным постановлением «Могильник древних мадьяр» занесено к объектам культурного наследия национального значения Украины.

Замыкая круг, чтобы вернуться в Берегово, попадаем в село Мочола. Здесь привлекает внимание интересный дом у реформатской церкви. Это - странная постройка. Одна ее половина заселена, а вторая находится в полуразрушенном состоянии. Причем разрушается парадная часть. Когда-то, в конце XIX века, эта усадьба принадлежала еврейскому врачу Розенфельду. В советское время помещение использовалось для хозяйственных нужд уже названого научно-исследовательского аграрного института, в частности, некоторое время там был инкубатор. Впоследствии часть дома отдали под жилье двум семьям работников института. Нежилая часть разрушается на глазах. Что с ней делать, власти села не знает. Ремонт требует больших денег, сельсовет его не потянет. Семьи, живущие в доме, также не в состоянии ни выкупить вторую часть, ни тем более сделать там капремонт. Еще несколько лет, и интересное здание будет наполовину утрачено, а без него не будет архитектурной ценности и уцелелой ее части ...

Стоящее также и здание Мочоливского сельсовета, который разместился в старинном, конца XIX века, доме сельской управы - так сказать, перешло по наследству от одной власти к другой.

У церкви и усадьбы, что погибает, пролегает дорога в сторону расположенного совсем недалеко от Мочола ​​села Гуняди. Участники «Огня на колесах» обошли это село, которое теперь как отрезано от «большой земли» через плохое транспортное сообщение, но по-своему интересное.
В некоторых источниках указывается, что Гуняди основаны в 1977 году и является самым молодым селом Закарпатья. Это не соответствует действительности, ведь на самом деле хутор Гуняди был основан в 1927 году, во времена Чехословацкой республики, в рамках так называемой «славянизации венгерского пограничья».

Тогда на новое место переселились 24 украинских семьи из горных сел. Впоследствии их стало больше, это были выходцы преимущественно из нынешнего Межгорского района, а также Хустского и Тячевщины. Интересно, что название хутора чехословацкая власть оставила венгерское, в честь известной семьи Гуняди, владевшей окружающими землями. Гораздо позже, в советское время, село хотели переименовать на «Пограничное», но не успели. Тогда хутор считался частью соседнего села Мочола, а статус отдельного села получил только в 1990 г., оставшись и поныне в составе Мочолянского сельсовета. Сразу же с образованием хутора в нем был построен клуб, который выполняет свою функцию и поныне. Через 7 лет на хуторе усилиями общины построили небольшую деревянную православную церковь, которая сохранилась и поныне. Не очень выразительная извне, она, однако, является интересным историческим памятником, ведь выполнена в нетипичном для региона Берег (или Береговщины) стиле, присущем горному Закарпатью. А рядом с церковью расположен еще один интересный архитектурный объект. На здании оригинальной формы написано - «Государственная школа».

Человек, увидев такую ​​надпись, может спросить - неужели государственный статус надо особо подчеркивать, как в этом маленьком селе есть еще и частные образовательные учреждения? Оказывается, надпись эта - историческая, и сохранилась с 1932 года. 80 лет назад, «за чехов», возникла эта маленькая школа и, несмотря на регулярную угрозу закрытия, продолжает функционировать. В этом учебном заведении - всего два учебных класса, а учится здесь 11 детей с 1 по 4 класс. Отопление - печками. Туалет с выгребной ямой построен отдельно от учебных помещений, но бережно соединен с ними деревянным коридором, чтобы зимой дети не мерзли, когда шли «до ветру». (А в наших современных школах до сих пор нередко «удобства» на улице, и никого это особенно не волнует). Часть заведения была спроектирована под жилье для  единого тогда учителя. Сейчас там живет одна из гунядивских семей. Как сложится судьба этой мини-школы с давней историей и редкой архитектурной формой (памятник недолгого, но плодотворного для Закарпатья чехословацкого времени), гадать трудно. Сегодня в государстве провозглашен курс на оптимизацию сельских учебных заведений, которое, несмотря на его сомнительность, иногда целесообразно. Выгоднее возить детей автобусами к централизованным школам, чем распылять средства и силы по мелким. Но это в теории, а на практике имеем ужасные дороги и плохое автобусное сообщение, от которого давно страдают и жители Гуняди, и большинства других сел Закарпатья.

Олег СУПРУНЕНКО

Також читайте:


Известный музыкант решил вместе с братом купить ресторан в Одессе и дать в нем свой совместный концерт.

За матеріалами: Новини сьогодні
12-01-2013
nowyny.com/
Додав: adminA
Коментарі: 0
Переглядів: 12118

Коментарі

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]