Головна » 2014 » Березень » 18 » Обитель зла. Один день из жизни сепаратистского Донецка. ФОТО

Обитель зла. Один день из жизни сепаратистского Донецка. ФОТО

Поздним субботним вечером 15 марта я с четырьмя журналистами из Польши сидел в съемной квартире в центре Донецка. У дома поджидали четверо пьяных гопников с российским флагом. Они были уверены, что внутри засели фашисты и советовались, как нас достать.

Этот день начинался для нас плохо. Попали на похороны. 13 марта в результате нападения пророссийских молодчиков на митингующих за единство Украины погиб 22-летний дончанин «свободовец» Дмитрий Чернявский. Его убили ударом ножа в спину. Проститься с погибшим собралась едва не вся активная украинская «тусовка» города. Точнее, та ее часть, которая не побоялась прийти. Человек 200. Мы оказались среди них.

Траурная процессия двинулась от центра к кладбищу на окраине города. Стеклянные офисы нового Донецка уступили место вросшим в землю шахтерским лачугам. Удручающее впечатление произвело убогое кладбище. «Большинство могил даже без крестов, – говорит активист местной «Просвиты» пенсионерка Мария Олейник. – Но есть и другое кладбище, со склепами. Там бандитов хоронят, чиновников».

Похороны начались и закончились пением национального гимна. Несколько раз люди скандировали «Герої не вмирають».

«За те, що я українець, мене можуть убить. Ніколи не думав, що Україна така може бути, – говорит, отойдя со мной в сторону, Александр Жотик. По его словам, он шахтер. – А шо люди хочуть? Вони самі не знають. В Януковича вірили».

«Влада тут даже не помінялася, – подключается другой. Тоже шахтер, но представляться отказывается. – Партія регіонів, як у 90-ті прийшли на крові, так і є. А нам розказують: приходьте на мітинги без нічого. А нас убивають. Ну нічо, ми тут свою крепость тримаєм. А ви луче говоріть російською або польською. А то вас за фашистів приймуть. Мужики, ну його нафіг… ».

Собравшиеся обсуждают обстоятельства убийства. Говорят, среди боевиков есть громила из Горловки по кличке Палач. Ему поручают «грязную» работу. Сходятся на том, что сейчас на митинги ходить не стоит – чтобы «не делать картинку» для российского телевидения.

Едем к областному управлению СБУ. Здесь собрались несколько тысяч человек с российскими флагами и георгиевскими ленточками. Много молодежи. Встречаются девушки на высоких каблуках. По разговорам слышно, есть и россияне. Но мало. Основная масса – местные и молодежь, свезенная с Горловки, Мариуполя, ближайших поселков. Много людей в спортивных костюмах, коротко стриженных.

Митинг возле областного управления СБУ в Донецке, 15 марта. В результате штурма демонстранты высадили дверь и зашли внутрь. Но потом убрались. По аналогичной схеме митингующие в Донецке «захватывают» то одно, то другое здание. Создается впечатление, что их задача - мутить воду, чтобы российские медиа могли отрапортовать о сепаратизме Донбасса



К моменту нашего прихода толпа сломала входные двери управления СБУ и водрузила над входом флаг Донецко-Криворожской республики. Украинский не снимали. Милиция вяло защищалась.

Митингующие решили идти к площади Ленина. Колонна растянулась на несколько сот метров. Скандировали «Милиция с народом!», «Донбасс, вставай!», «Артему – слава!» и пр.

Заметно, что многие «кричалки» сепаратисты скопировали у киевского Майдана. Только озвучивают их русскоязычный вариант. Впрочем, Майдан «подсказал» дончанам и многое другое. Хотя сложно избавиться от впечатления, что естественные в условиях известных киевских событий приемы уличной борьбы и самозащиты от реальных угроз выглядят здесь формальными, искусственными, плохо мотивированными, копируемыми механически, по принципу «чтобы было».

Например, здесь тоже есть своя «самооборона». Хотя трудно понять, от кого дончанам нужно обороняться, – обещанные подстрекателями орды кровожадных «бандеровцев и фашистов», якобы стремящиеся в Донбасс, чтобы «поставить его на колени», почему-то так и не доехали до славной земли донецкой. Демонстранты так же блокируют админздания и вызывают чиновников «на разговоры». Задирают правоохранителей. На моих глазах митингующие остановили милицейскую машину, пытались вытащить милиционеров. Их отогнали свои же, на что нападавшие обиделись: «А почему в Киеве можно было жечь, а нам – нет?».

Опять же, по примеру столичного Майдана водители машин приветствовали демонстрантов сигналами. Правда, за 40 минут шествия на клаксон нажали 17 автомобилистов. Признаться, не так много, как для миллионного города.

Большинство прохожих провожали демонстрантов непонимающими взглядами. Идею федерализации страны они, возможно, и поддерживают. Но присоединение к России – это звучит экзотически даже для Донецка.

«Здесь люди привыкли работать и зарабатывать. Им, по большому счету, все равно, – объясняет мужчина, наблюдающий за шествием. – Майдан сейчас с Киева переехал в Донецк. Эти, – кивает на демонстрантов, – еще недавно знамена Партии регионов носили, теперь поменяли на российские. Местная власть им и потакает. Все перемешалось, как в войну: немцы переодеваются в советских, советские – в немцев. Кто пускает россиян через границу? Их же люди и пускают. У них же тут все куплено».

На площади Ленина митингующим делать было особо нечего. В двадцатый раз из динамиков прокрутили «Вставай, страна огромная». Одна из митингующих, услышав, что я говорю по телефону по-украински, тут же обозвала мене «хохлом». Впрочем, мы с ней помирились.

«Нам нужна федерализация. Отсоединиться, а дальше присоединиться к России», – сказала собеседница. Она работает на предприятии «Геркулес».

Женщина уверяет, что руководство заводов запрещает им участвовать в сепаратистских шествиях под угрозой увольнения. «Всю страну разосрали, а теперь еще под фашистов решили нас подвести», – зло говорит она. Охарактеризовала и экс-президента Януковича. Нелицеприятно. Кроме того, по ее мнению, «Майдан олигархи организовали».

Интересно, что представители «соборноукраинской» части Донецка уверяли меня, что именно «олигархи поддерживают сепаратистов».

Митинг на площади Ленина в Донецке, 15 марта. У его организаторов не было четкого плана дальнейших действий



К вечеру стало холодать. Люди понемногу расходились. Но около 300 человек, в основном молодежи, двинулись к городскому управления МВД требовать освобождения нескольких задержанных сепаратистов.

По дороге митингующие охотно «заправлялись» пивом. Потом отходили к заборам справить нужду. В конце концов, организаторы призвали: «Ребята, прошу не оправляться, где попало. Не нужно здесь пьяных». «А здесь все пьяные», – весело ответили им.

Поговорил с парнем по имени Денис. Ему 28 лет. По образованию – металлург. Работает «на фирме». Фотографироваться отказывается.

Почему вышли на демонстрацию?

– Власть в Киеве захватили фашисты. Памятники обрисовывают. Ленина валят, который и сделал единую Украину. Языковой закон – отменили. В Донецке уже есть офис «Правого сектора». Мы для них – русское быдло. Хотя в Донецке на украинском разговаривает 1% людей.

Как вы объясните, что 13 марта избили участников митинга за единство Украины, одного убили?

– Это была провокация. Как можно одновременно сводить два митинга? Возможно, спланировали в Киеве. На евромитинге все привозные. Говорил с другом из Винницы, так он рассказывает, что там по 350 долларов за поездку платят. Будто бы организовали 15 автобусов.

Местная власть поддерживает пророссийские митинги?

– Ахметову это не надо. Он уже договорился с Коломойским поделить деньги Януковича. Янукович, не спорю, зажрался. Но почему говорят только о Межигорье? Возьмите дом Порошенко, Кличко. Эта власть – тоже бандиты…

Руководство милиции сообщило, что задержанных вскоре отпустят. Народ скучал. К тому времени совсем стемнело. То и дело к журналистам подходили молодые люди, с грубоватой навязчивостью расспрашивая о целях их пребывания. Я решил уйти.

«Вы понимаете, что мы в Россию уходим? – догнал меня с вопросом один из митингующих. – Мы будем жить лучше всех! Самой сильной державой в мире».

Митинг под городским управлением милиции в Донецке, 15 марта. Милиция не особо сдерживает пророссийских демонстрантов. Позже губернатор Сергей Тарута заявит, что впредь милиция будут действовать жестче




Через полчаса митингующие разбрелись по всему центру города. С одной из групп с георгиевскими ленточками мы пересеклись у входа в кафе. То, что мои друзья оказались поляками, послужило поводом для ссоры

«Фашисты, бандеровцы! Ваша Ангела Меркель сука и фашистка!» – закричал один из «антифашистов» и полез в драку. Поляки, конечно, были шокированы таким историческим сюрреализмом: почему они бандеровцы?! Нападавшего, к счастью, удержали более трезвые друзья. Но нам пришлось убраться – от греха...

Тем не менее, около дома встретили еще одну группу с российским триколором. Снова ругань и мат. Компания молодчиков осталась дежурить под нашими окнами.

Обзвон наших донецких друзей дал противоречивый результат. Одни рекомендовали обратиться в милицию и заявить об угрозах журналистам. Другие, наоборот, отговаривали иметь дело с милицией – могут сдать «сепаратистам». Мол, милиционеры в частных разговорах признаются, что «хотят в Россию, потому что у тамошних полицейских зарплаты по 2 тысячи долларов». В результате друзья приехали за нами на нескольких машинах и перевезли на другую квартиру, подальше от центра города. На прощание один из них попросил: «Киевляне, прошу вас, не оставляйте нас. Не бросайте Донецк. У меня здесь семья, дети». Я пообещал, что дончан мы, кончено, не бросим. Но домой хотелось уехать как можно скорее.



За матеріалами: Новини сьогодні
18-03-2014
nowyny.com/
Додав: adminA
Коментарі: 0
Переглядів: 11266

Коментарі

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]