Головна » 2012 » Грудень » 23 » Вячеслава Чорновола многое связывает с Закарпатьем

Вячеслава Чорновола многое связывает с Закарпатьем

Он мог бы жить и сейчас. Его очень не хватало и не хватает. Ведь он был пульсом украинской независимости, стражем демократии и украинского характера нашего государства. Я абсолютно уверен, что если бы Чорновил был среди нас, развитие Украины в прошедшие 13 лет был бы совсем другим. Он любил Украину, как дышал. Его слова: «Дай, Боже, нам любить Украину больше всего сегодня - имея, чтобы не пришлось горько любить ее, потеряв!» остаются призывными для нас и сейчас. Прошу, кто неравнодушен, зажгите 24 декабря свечу и помолитесь за Вячеслава Максимовича. Ибо в этот день ему исполнилось бы 75!

Чорновил любил и Закарпатье, хорошо знал наш край, его проблемы. Еще в 60-70-е поддерживал связи с закарпатцами. В частности, один из экземпляров рукописи «Горя от ума» поэт Петр Скунц тайно хранил до 1991 г., когда вернул автору. Как рассказывал мне Чорновил, отдельные его материалы поступали за границу через Закарпатье на Пряшевщину и далее в другие страны Европы (к сожалению, детально его об этом не расспросил, но думаю, что речь идет, в частности, и о студентке КГУ, гражданке Чехословакии Анне Коцуровой, которая в начале 70-х нелегально вывозила материалы самиздата).
Впервые же побывал в нашем крае в 1970 г., работая наблюдателем на метеорологической станции на г. Плай, что вблизи Воловец. Именно здесь он подпольно начал работу над созданием хроники Сопротивления - журналом «Украинский вестник». Выдан провокатором, был здесь и арестован.

Второй раз на Закарпатье - 24 - 25 марта 1990 г., во время первого свободного празднования годовщины Карпатской Украины и проведения в г. Хуст сессии Большого Совета НРУ, третий - в сентябре 1991 г. как кандидат в Президенты Украины. В дальнейшем бывал часто. Кроме рабочих поездок, связанных с выполнением обязанностей народного депутата Украины, председателя НРУ, во время отпусков приезжал на лечение.

Наши минеральные воды помогали ему в болячках, приобретенных во время заключений и лагерей. Однако, находясь в санаториях, всегда звонил и говорил: «Лечение лечением, однако используйте меня для ваших мероприятий, для встреч с людьми». Поэтому такие были, например, в 1994 г. в Тячеве, Рахове, Хусте и Ужгороде, в 1995-м - Рахове, Великом Бычкове, 1996-м - с. Косовская Поляна на Раховщине, с. Малый Раковец на Иршавщине. Того же года поднялся с нами, закарпатскими руховцами, на г. Говерлу для поднятия там национальнодержавного флага по случаю шестой годовщины Декларации о государственном суверенитете Украины, традицию о чем мы начали еще в 1991 году. В апреле следующего в Ужгороде состоялось выездное открытое заседание Центрального Провода НРУ, посвященное нашим, закарпатским, общественнополитической и другим проблемам (с поездкой на Пряшевщину, с целью организации помощи нашим соотечественникам). Неоднократно Чорновил участвовал в областных конференциях, заседаниях краевых советов (например, в сентябре 1998-го) Закарпатского Руха, оказывал, как народный депутат Украины, помощь закарпатцам.

Последнее Вячеслав Максимович побывал в нашем крае за десять дней до гибели - 14 - 15 марта 1999 г. Хотя был тогда чрезвычайно занятым (много писал, встречался, ездил Украины, чтобы преодолеть попытку раскола НРУ, которая была тогда организована. Думаю, что, если бы не погиб, он бы это сделал и НРУ остался бы мощной силой), однако не мог не откликнуться и не приехать на празднование 60и годовщины Карпатской Украины. Выступил в Хусте, на Красном поле, на торжественном засиланни в областном музичнодраматичному театре. Прощаясь с ним тогда, я не мог себе представить, что прощаюсь навсегда.

Эти воспоминания по случаю юбилея человека, который мог бы жить и сейчас, является невеселыми. Однако именно потому, что Чорновил был чрезвычайно жизнерадостным человеком, из своих воспоминаний о нем я выбрал два - те, которые не то, не касающиеся рабочих, руховских, политическим вопросам, а еще забавными. А дополнительно раскроют его черты как простой, обычного человека.
Как я напугал Чорновила

Это было ранней весной, но уже после выборов 1994 года. В горах еще лежал снег. Меня Как только избрали председателем Закарпатской краевой организации НРУ, одновременно продолжал некоторое время возглавлять Раховскую райорганизацию, проживал на Раховщине. Близко с Чорновилом я еще не был знаком, если не считать встречи на руховских мероприятиях в столице или в других местах.

И вот получаю телеграмму: «Я - в санатории« Шаян ». Можете использовать меня на встречах с общественностью, если есть такая возможность. Вячеслав Чорновил ».

Немедленно мчусь к директору Великобычковского лесокомбината п. Василия Брехлийчука, уже ныне покойного, который был сторонником и часто способствовал НРУ. Рассказываю. Прошу выделить автомобиль. Также договариваемся, что будет оплачено проживание Вячеслава Максимовича на турбазе в Кобылецкой Поляне.

Быстро договариваюсь с нашими ячейками об организации встреч главы НРУ с общественностью в Хусте, Тячеве, Рахове, Великом Бычкове. И еду за В. Чорновилом. Людей на встречах было силасиленна. По окончании, поздно вечером едем на турбазу в Кобылецкая Поляна. Турбаза находится высоко в горах, далеко от поселка. А дорога к ней - узенькая, серпантинная, пролегает среди глухого елового леса.

И вот едем. Я - на переднем сиденье, рядом с водителем, а Вячеслав Максимович с женой Атеной - на заднем. Темная-темная ночь. Каракульская дорога ведет все выше и выше в лесные дебри. Слышу, за спиной разговоры начинают стихать ... Западает молчание. Я понял, что гости начинают беспокоиться: «Куда их везут?" (Как я уже упоминал, к этой встрече мы были почти не знакомы). А мне неудобно обернуться и сказать: «Не волнуйтесь, я не разбойник, и не московский агент, и не везу вас на расправу! ..».

Чем выше, тем лес гуще и гуще. Появляется снег. Вокруг кромешная тьма. Уголком глаза вижу, что В.Чорновил с госпожой Атеной прижались друг к другу, обнялись и тихотихо перешептываются. Я уже сам не свой: когда же, наконец, эта чертову дорога закончится, чтобы они не боялись!

И вот внезапно выезжаем на поляну - ярко освещенную! Возвышаются многоэтажные сооружения турбазы, а перед ней группа людей, которые нас встречают во главе с директором. Слышу за спиной довольно громкий выдох облегчения! И Вячеслав Максимович и госпожа Атена громко и радостно начинают говорить ...
СХВАТКА

При новоричнориздвяних каникул Верховной Рады 1995 Вячеслав Максимович снова лечился в «Шаян». Местная минеральная вода была очень благоприятной для его здоровья. Если это можно назвать лечением, ведь большинство времени он проводил на различных мероприятиях, встречах.

Накануне Рождества Христова беседуем с господином Вячеславом по телефону. Он, между прочим, спрашивает: «нельзя было бы встретить Рождество в украинском селе?». Я, конечно, приглашаю его, госпожа Атену, дочь Ирину и ее сына Василька, которые были вместе с Чорновилом в «Шаян», на сочельник к себе домой. (Мы с семьей еще жили на Раховщине). Вполне понятно, что, кроме Чорновила, в моем доме собрались друзья, родственники. Поколядувавшы, попробовали кутью, святвечирний блюд, принимали колядников, вертеп. Поздно вечером приехал народный депутат Василий Шепа с женой. Вообще наш дом тот вечер местом паломничества соседей, и не только их. Ведь такая возможность увидеть, пожать руку и поговорить с самим Чорновилом!

Время моя дочь Боженко пригласила Василька пойти с ней поколядовать. Даже что-то наколядовали, потому вернулись они немного устали, веселые и счастливые.

Утром 7 января мы поехали в Косовскую Поляну. Стояла прекрасная морозная, время солнечная погода. Снег вплоть блестел на солнце. Поколядувалы у председателя Косивськополянського осердку НРУ, депутата райсовета Юрия Липчак. Посидели. Дальше пошли колядовать к директрисы местной средней школы госпожа Февронии Пукман. Посидели и там. Выходим на улицу. А это почти в центре села. Людей - море. И тут к Ю.Липчака цепляется какой-то человек - сельский люмпенпьяничка, которые есть в любом населенном пункте, ибо без таких, пожалуй, и деревня - не деревня: «Ну что, Юра, как там твой Движение? .. Что нам дала тота твоя независимая Украина? ».

Если помните, то тогда компартийная власть в своей пропаганде делала из Народного Руха Украины цапавидбувайла за Социально кризис. Умные люди это понимали: НРУ к этому непричастен. Ну, а остальным разъяснять было все равно, что метать бисер перед определенной существом. Поэтому Ю.Липчак отмахивается от этого человека: «Иди, иди, что с тобой говорить ..». Однако тот не умолкает, продолжает что-то торохкотиты.

Честно говоря, я даже обрадовался, что Чорновил слышит: одно дело - быть народным депутатом от НРУ в Киеве, а другая - руховцем в деревне. Очень хорошо, что председатель НРУ знать, как приходится рядовым руховцам!

Здесь Вячеслав Максимович вступает в разговор и пытается разъяснить тому человеку, что руховцев у власти нет нигде, что у власти те же коммунисты, та же компартийная номенклатура, которая была и раньше, и они несут за все беды ответственность. Но тот твердит свое.

Это все действо происходило в центре села. Масса людей, которые, в отличие от чорноволового «оппонента», узнают Вячеслава Максимовича. От неожиданности сначала протирают глаза, это им не кажется: «Живой Чорновил!». Окружают нас кругом. А Чорновил все пытается что-то разъяснить оппоненту. И вот тот кричит: «А где же ваш Чорновил? Если бы я его увидел, я бы ему дал, я бы его ...! ».

И тут весь окружающий толпа многоголосым хором, не церемонясь, кричит: «Да Чорновил ... перед тобой ». Что там дальше сделалось можете себе представить. Хохот стоял такой, что всех ворон с верхушек деревьев позмитав ... Потом люди обступили нас, и началась интересный разговор.

Владимир Пипаш,
делегат учредительного съезда, председатель Раховского районного (1990 - 1994 гг), Закарпатской краевой (1994 - 2006 гг)
организаций НРУ, кандидат исторических наук.

За матеріалами: Новини сьогодні
23-12-2012
nowyny.com/
Додав: adminA
Коментарі: 0
Переглядів: 11673

Коментарі

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]